Известия по Казанской Епархии за 1916

В Известиях по Казанской Епархии за 1916 публиковался цикл статей про храмы Казанского уезда. Одна из этих статей про храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери в селе Вознесенском.

 

Храм в селе Вознесенском находится среди села, на небольшой площади. Храм каменный и  двух престольный. Главный престол во имя Тихвинской иконы Божией Матери, а в приделе во имя Вознесения Господня. Время построения Тихвинского Храма неизвестно. По клировой ведомости за 1847 год время построения храма относится к 1740 году, а за 1877 год и следующие годы к 1780 г. С 1882 года по настоящее время, за неимением данных, в клировых ведомостях отмечается: «Церковь построена неизвестно когда».

 

Колокольня построена в 1824 году. Придел же пристроен в 1852 году, с благословения Григория, Архиепископа Казанскаго и Свияжскаго и им в этом же году освящен. В 1885 году от 12 февраля с благословения Палладия, Архиепископа Казанскаго и Свияжскаго, и указа Казанской Духовной Консистории от 2 апреля 1885 года за храм сей расширен и переустроен на средства прихожан по плану, составленному архитектором Аникиным, рассмотренному и одобренному строительным отделением казанскаго губернскаго правления по протоколу от 22 января 1885 года, подписанному губернским инженером Хрущановичем, губернским архитектором Нефедьевым и делопроизводителем Поповым.

 

О приходе.

С. Вознесенское находится при речке Ноксе, по Старо-Ногайской дороге, в 7 верстах от г. Казани, в 9 верстах от почтовой, в 10 от ж.д станции и 15 от пароходной пристани Казанскаго устья. Название свое село получило, по всей вероятности, от древнего храма в честь Вознесения Христова. Есть народное предание, что храм находился по левую сторону Ноксы, близ того места, где в настоящее время находится кладбище. Приход состоял из села Вознесенского и пяти деревень Кабачищи, Самосырово, Салмачи, Болышие Клыки и Малые Клыки в каждом селении находились столбовые часовни по большей части каменные. Часовни большею частью устроены около колодцев, при выезде и при въезде в селения и во всех трех полях каждого селения. До наших дней клировые ведомости сохранились только за 1847, 1851, 1857, 1866, 1870, 1872, 1877, 1880 и с 1882 года по настоящий год. Кто были прелсде священниками и вообще членами причта, с какого времени и по какое время служили точно трудно сказать; имена их выписываем первоначально на основании рукоприкладства к метрическим книгам; но и в метрических книгах не везде есть подпись членов причта; так, например , за первые годы в метрических книгах подпись есть одного только диакона, за другие годы других членов причта.

 

Древнейшим священником в селе Вознесенском был Василий Сергеев; с какого года он священнодействовал неизвестно; старанием этого священника были приобретены следующие предметы: 1) крест напрестольный сребропоз.тащенный с мощами 2) потир — серебрянный-позлащенный 1783 года — подпись в мет-рнках сего священника ст- 1811 года прекращается.

Далее известны след. священники:
2) Григорий Димитриев (священствовал с 1812—1815 годы).

3) Семеон, Афанасьев (с 1816—1836 г.); при нем устроена колокольня и приобретен полтелейный колокол в 83 пуда.

4) Даниил Алексеевич Пущаровский, служил 30 лет (с 1837 года по 1867), Потом был переведен в село Ковали, Казанскаго уезда. Помер у сына своего священника села Карланги, Тетюшскаго уезда, Стефана Даниловича Пущаровскаго. Даниил Алексеевич Пущаровский священнический сын, обучался в Житомирской губернии, во Владимирском духовном училище до класса синтаксиса. 3 марта 1829 года произведен в диакона Архиепископом Подольским в село Грибовицу, Владимирскаго уезда; 1 октября Амвросием Епископом Волынским, рукоположен во священника в с. Долгое, Владимирскаго уезда. В 1830 году за причислением сего Прихода к другому, переведен в село Езеряне, Луцкаго уезда; был штрафован в 1830 году выговором в духовном правлении за недоставку в свое время благочинному клировых ведомостей. В 1831 году по случаю Польскаго мятежа за чтение и толкование другим мятежнической прокламации отрешен от занимаемого им места, запрещен во священнослужении и прислан по указу Св. Синода для испытания из Житомирской губ. В Раифскую пустынь, Казанской губернии, в которой находился 1831 году. В 1836 году определен на дьяческую вакансию в село Кукморы, Казанскаго уезда, а 13 февраля 1837 г  в село Вознесенское, Казанскаго уезда. Дело у Даниила Алексеевича Пущаровскаго, по словами внука, было так: находясь в Житомирской губернии, о. Даниил, будучи священником, в летнее время сидел на завалинке своего дома. К нему подъехали два чиновника в форме, подали ему пакет и уехали; в пакете оказался противоправительственный манифест. Даниил Алексеевич за советом обратился к своему благочинному, а последний представил о. Даниила в консисторию, где он и был посажен на высидку до изследования дела вместе с другим священником, получившим такой же пакет. О. Даниил сильно перепугался и не надеясь быть помилованным, разбил раму и убежал из консистории, находился в бегах около двух лет и перенес много невзгод, был он и в работниках, рубил в лесах дрова, был и отшельником и т. п. По укрощении польскаго мятежа, он подал прошение на Высочайшее Имя о помиловании и был прислан в Казанскую губернию в Раифский монастырь на испытание. Старики из прихожан и до сего времени вспоминают о. Пущаровскаго. Он был человек добрый, простой, обходительный, знал всех прихожан по имени и отчеству; при всех несчастьях, посылаемых на него, не унывал, а всецело полагался на волю Божию; при нем был пристроен Вознесенский придел в 1852 году и освящен. Устройство придела произошло тоже по какому-то странному делу из-за части каких-то мощей, но до наших дней не сохранилось никаких данных, а одно только народное смутное сказание. Был он замечательный пчеляк.

5) Петр Иванович Веселицкий (с 29 апреля 1867 г. по 1871 год). С 11 октября 1868г был определен духовником в округ благочинного Политова, переведен был в Казанский первоклассный женский монастырь, где и умер.

6) Иван Феодорович Боголюбов (с 24 сентября 1871 года по 29 ноября1880 года). Старанием этого священника приобретен большой потир серебряный, позолоченный и при нем дискос, звездица, 2 тарелочки и лжица. Из-за болезни был уволен за штат. Помер в Казани.

7) Александр Никифорович Тринитатов (с 29 ноября 1880 года по 31 августа 1881 года)

8) Василий Евфимович Бетьковский (с 31 августа 1881 года  по 21 августа 1889 года). Его старанием  переустроен храм в 1885 году.

9) Александр Андреевич Воскресенский (с 21 августа 1889 года  по 1901 год). Старанием этого священника устроены ограда церковная и ограда кладбищенская, построены дома для священника, псаломщика и церковная сторожка, два раза ремонтирован храм и украшен стенною яшвоииськ, приобретено модное посеребряное напрестольное одеяние, открыта церковно-приходская школа в деревне Кабачищах.

10) Феофан Алексеевич Ставропольский (с 1901 года по 4 декабря 1913 года). Старанием его перестроен церковный священнический дом, в церкви устроен плитовый пол и производилась сплошная стенная ннівоппсь.

14) Владимир Иоаннович Греков. Священствует с 4 декабря 1913 года. Старанием его в Тихвинской церкви устроен новый иконостас, устроены 9 киотов для икон, приобретена новая люстра и плащаница с гробницею. В виду того, что в клировых ведомостях не отмечается год перехода известного члена причта из этого прихода в другой приход, или конец его службы. Увольнение за штат, смерть его, указание сроков с полною верностью нет возможности и показывать, а потому и отмечать будем только то, что нам достоверно известно.

 

Диаконы.
1) Илья Васильев.
2) Александр Илыич Платонов с 22 марта1808 года по 1851 год.
3) Флегонт Михайлов Лебедев в должности псаломщика с 22 октября 1871 года.
4) Константин Александров Источников в должности причетника с 16 марта 1882 года . В 1883 году февраля 7 дня разрешен в священнодействии. Помер 20 января 1887 года в селе Вознесенском.
5) Стефан Феодоров Отарский с 29 августа 1887 года по 1908 год.
6) В настоящее время диаконом состоит Василий Иванович Раев с 1908 года.

 

Дьячки и псаломщики.
1) Захар Ильин.
2) Стефан Васильев с 1786 года по 1801 год.
3) Иван Захаров Вознесенский с 1801 по 1845 год.
4) Стефан Алексеев Нечаев с  18 февраля 1845 года помер в селе Вознесенском 30 июня 1880 года.
5) Василий Борисов Комаров с 1875 года. Помер в 1880 году.
6) Василий Васильев Студенцов.
7) Гавиил Яковлев Троицкий со 2 сентября 1880 года.
8) Павел Иванов Кудрявцев с 22 июня 1885 года.
9) Андрей Иванов Боголюбов с 31 марта 1886 года. Переведен в село Ключищи, Свияжского уезда.
10) Иван Константинов Источников с 16 февраля 1887 года. В настоящее время 1916 г состоит диаконом в г. Казани.
11) Стефан Николаев Аментов с 21 января 1888 года по октябрь1897 год.
12) Николай Иванов Чернов с 13 октября 1897 г. по 1907 год.
13) Михаил Константинов Разумовский с 1907 года по 1909 год.
14) Транквилин Михайлов Молчанов с 1909 г. по настоящее время.

 

Пономари

1) Петр Андреев.
2) Иван Алексеев с 1813 по 1837 г.
3) Семен Терентьев Фастрицкий с 30 сентября 1837 года. Помер в селе Вознесенском в 15 сентября 1871 года.

 

О прихожанах

Прихожане все русские, по вероисповеданию православные, есть и раскольники. Всех ревизских душ по IX ревизии состояло в селе Вознесенском 180 душ, в Салмачах 420 душ, в Кабачищах 92, Больших Клыках 150, в Малых Клыках 119, Самосырово 148, а всего 1109 душ.

В настоящее время по духовным росписям за 1914 г значится в селе Вознесенском 438 душ мужского пола женского пола 429 душ. В Салмачах мужского пола 635 душ женского пола 644 души. В Кабачищах мужского пола 158 душ, женского пола 148, в Болыших Клыках мужского пола 220 душ  женского пола 248 душ, в Малых Клыках: мужского пола 243 женского пола 245 душ, в Самосырово мужского пола 288 душ женского пола 320 душ, а всего в приходе мужского пола 2068 душ, женского пола 2120 душ, в том числе раскольников поморской секты мужского пола 73 души, женского пола 77 душ.
Число дворов во всем приходе 656.

(104)